65 лет моей музыкальной школе! Сейчас это школа искусств "Гамма", а тогда была ДМШ №7 (г. Котлас). Школа тогда располагалась в старом здании бывшего управления ГУЛАГа в Котласе (так называемого Котласлага), построенного в 1938 г.. Здание соответствовало своему возрасту: оно было с высокими потрескавшимися от времени потолками, оштукатуренными стенами, со старыми покатыми-истертыми лестницами с фигурными балясинами, с пугающим, всегда темным, нижним этажом, где располагалась библиотека и, казалось, там обязательно должны быть привидения, а чтоб спуститься туда лично мне требовалось немалое мужество (как в "Один дома"). Но все равно это здание было таким родным и уютным. В любой кабинет всегда были открыты двери (старые, рельефные или обитые уже потрескавшимся дерматином), практически везде стояли фортепиано. Это была действительно обитель музыки! Из любого уголка всегда доносились звуки пианино, скрипок, домр, баянов или звуки хора. Все вместе это превращалось в такую какофонию, но такую родную и естественную и мы, группка одаренных детишек, в нем жили, как в своем эфире. Находилась школа на другом конце города и неважно какая была погода, я, будучи очень некрупным ребенком, брела туда с этой перевешивающей меня сумой толстых учебников формата А4 (кто знает, тот поймет). Для учебников музшколы был специальный крепкий пакет. Инструмент! Для ребенка иметь дома свое личное фортепиано это как сейчас купить себе дорогую иномарку-внедорожник. Это фетиш! У меня была красивая новая "Тверца". В сдержанном и аскетичном союзе фортепиано в квартире обычных заводчан - воспринималось как признак буржуазии, непозволительная роскошь) За годы учебы с инструментом настолько срастаешься, что невозможно с ним расстаться никогда, он становится частью тебя. И я точно знаю, что в моем доме всегда будет фортепиано. Жаль, что фото в те времена делались редко, от того так ценны эти единичные фотографии. Считаю музшколу, наверное, даже более важным, чем получение высшего образования. Потому что этот выбор я сделала душой и неосознанно: родители устали слушать мое беспорядочное бряцанье на детской деревянной игрушечной фортепьянке (как щас помню, красного цвета) и решили отдать меня в музшколу, чтобы гармонизировать мой репертуар. А еще я переворачивала фортепьяно и играла на струнах внутри - звук был потрясающий! Для музшколы, благо, данные у меня были и папа с мамой тоже со слухом: папа гитарист, рвущий душу на части своими голосом и грустными песнями про беспризорников и мама, певшая в хоре (голос у мамы кстати - огого!, не чета моему). А еще, что самое важное - мне повезло с преподавателем. Она была не просто преподаватель, а большой друг и просто душевный человек - Гурьева Наталья Васильевна. Человек всегда на позитиве и всегда чем-то интересующийся! У нас был свой ящик в ее столе, там для нас всегда лежали фломастеры и бумага и иногда, когда мы были не в настроении, она просто нас с Ленкой усаживала рисовать за ее столом. Направляя нашу неуемную энергию, нам с Ленкой был определен еще один предмет - ансамбль, где мы исполняли произведения в четыре руки. Это было правильное решение преподавателя, потому что с Ленкой мы очень хорошо понимали друг друга в музыке и как только садились вдвоем за два инструмента - мы замолкали и начинали разговаривать на языке музыки. Считаю, это был уникальный дуэт. Особенно мы любили импровизацию в четыре руки на двух инструментах. Была у нас фишка - импровизация только на черных клавишах, мы называли ее "китайской", потому что именно так звучит игра только на черных клавишах. С Ленкой мы понимали друг друга настолько, что могли прогулять музшколу) Ее дом был близко, мой далеко, поэтому иногда после школы обедали у нее и потом шли в музшколу. Как обычно шли какими-то задворками, останавливаясь у каждого забора или лужи. И иногда просто не доходили до пункта назначения, а по пути придумывали как будем отмазываться. Наталья Васильевна была в меру строгим преподавателем. Не смотря на ее лояльность, однажды она преподнесла мне важный урок. Она мне, заслуженно, влепила большую жирную двойку в дневник и я до сих пор помню, какая она была офигенно-красивая эта двойка, такая реальная лебедь, породистая, элитная, и, о боже мой, прямо на две строчки размером. Рисовала она ее медленно, на моих глазах обводила несколько раз, и пока она ее прорисовывала, я смотрела на это и в душе у меня с каждым ее движением все внутри обрывалось и я мысленно рыдала - ведь я предала такого важного мне человека, который ко мне так хорошо относился. С того пенделя я начала стараться. За что и уважаю Наталью Васильевну, человека с твердой точкой зрения и в то же время очень душевного. К чему это я? В мире считается, что музыкальное образование это как-то неважно, не принесет никакого профита и зря потраченное время для ребенка. Странно, что так иногда считают и те, кто ее закончил (обычно это те, кто закончил по настоянию родителей, а не по собственной воле). Но если Ваш ребенок стремится к музыке и имеет талант к этому, не стоит отдавать его в гимнастику, художку или плавание. Музыкальная школа это скопление маленьких талантливых человечков, обладающих особым даром, который дается не всем - это слух и чувство ритма. Я не раз встречала людей, которые хотели бы получить музыкальное образование, но у них не было данных и очень печалились из-за этого. Музыкальная школа это как освоить еще один язык или профессию, но в детстве (!) и самое главное, что сделать это смогут не все! Не каждый выдержит и психологически тяжелые академические отчетные концерты каждые полгода - это как экзамены на сессиях для студентов, только выступаешь ты один на сцене перед комиссией и группой таких же трясущихся от страха однокашников. Все помнят потные ладошки в ожидании, когда тебя вызовут? Я помню. Музыкальная школа (как и любое допобразование) учит дисциплине, это факт. А еще нельзя отращивать ногти. Нельзя каблуки, так как они мешают работать с педалью. А еще музшкола это поиск себя. Наверное все ненавидели полифонию, крупные формы, этюды. Отдушиной были пьесы. Помню как вдохновенно играла "Прошлую осень" Бабаджаняна - очень красивое произведение! Но потом Наталье Васильевне удалось нащупать другую мою любовь - это инструменталка. Началось все случайно с джазового "Регтайма" Скотта Джоплина, а закончилось всем известной бразильской "Тико-тико" Абреу, которую я блистательно сыграла на госэкзамене в музшколе. Как сейчас помню, сижу, играю перед комиссией, а в голове "што ты делаешь, зачем ты взяла такой темп?, ты же не справишься!". Да, фишка владения музыкальным языком в том, что руки могут сами играть произведение, а одновременно ты можешь говорить с кем-то, смотреть куда-то в сторону - мозг сам все решит и сделает за тебя. Кстати, та старательность, за отсутствие которой я получила жирного лебедя, достигла своего апогея к окончанию школы, когда перед госэкзаменом я, как параноик, садилась за каждый свободный инструмент в школе (забрела даже в кабинет директора, тогда им был Степанов А.Ю.) и настойчиво оттачивала экзаменационный репертуар и, кстати, сыграла его неожиданно отлично. Наталья Васильевна сказала - где ты была раньше? Я до сих пор сажусь за инструмент, покупаю или скачиваю ноты. Играю весь репертуар романсов, который играла на предмете "Аккомпанемент". Пою) Когда одна дома) Кстати, самые большие, легкие и стабильные деньги я заработала именно благодаря тому, что у меня есть музыкальное образование - это к вопросу о том, насколько это применимо в жизни. Причем применила я свои знания в нескольких сферах сразу. А в детстве мной очень гордились родители, так как когда приходили гости, я играла по их просьбе гостям) С этим связано, кстати, несколько интересных и загадочных случаев. В том числе, когда однажды папа сказал мне - отдам всю зарплату, только сыграй и спой мне Буланову. Всю зп не отдал (мама не позволила), но на попугая с клеткой "заработала"😁 Вообще, игра для папы - это отдельная тема. Помимо Булановой, было еще и его любимое "Адажио". Котласская школа искусств № 7 "Гамма" Ирина Николаевна Гурьева